Домой
Вопросы и ответы
В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта.
Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.
Помогите пожалуйста с вопросами 1. С какими сложностями сталкиваются разработчики и эксперты профессиональных образовательных программ СПО?
2. Какие рекомендации вы можете дать коллегам при выполнении методической экспертизы?

3. С какими сложностями сталкиваются разработчики и эксперты различных методических материалов для СПО?
4. Какие рекомендации вы можете дать коллегам при выполнении методической экспертизы?

5. С какими сложностями сталкиваются эксперты оценочных средств для процедуры независимой оценки квалификации в СПО?
6. Какие рекомендации вы можете дать коллегам при выполнении методической экспертизы?

Уважаемые коллеги! При разработке программ важно соблюсти логику построения программы, чтобы один раздел не противоречил другому. Трудными для разработки являются учебные планы. Программы модулей и дисциплин. Важно при разработке программы опираться на актуальную версию ФГОС и соблюсти все требования заложенные во ФГОС. В программе должны быть учтены требования примерной программы, каждое отклонение от ПООП требует закрепление основных положений в локальный нормативных актов. 

Методические документы не должны противоречить действующему в профессиональном образовании  законодательству

При внедрении процедур НОК,  и методической экспертизы оценочных материалов по НОК в части тестовых заданий, должны быть проверены: возможность оценки наличия основных знаний, указанных в соотвествующем  профессиональном стандарте, а так же ряда умений.  При этом в НОК выносятся не все знания, а значимые для квалификации. Так же в оценочные материалы должны включать тематику практических работ с критериями оценки, условиями проведения и др. Оценочные материалы должны дать олтвет соотвествует ли претендент требованиям профессионального стандарта.

В общем данные вопросы требуют проведения курсов повышения квалификации с детальным рассмотрением структуры и содержания программ СПО. Возможно для экспертизы следует разработать форму для заполнения по основным положениям.

ПООП по Ветеринарии Добрый день. С 1 сентября вводится новый ФГОС по 36.02.01, ПООП нет до сих пор нигде. В ФУМО уже обращались (без ответно), хотелось бы все таки знать, когда данные программы будут размещены.

Уважаемые коллеги для уточнения сроков разработки примерных программ обращайтесь в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В подразделение Наумовой Светланы Ивановны.

Исключение из списка программ СПО С 2021 г. 09.02.04 Информационные системы Добрый день! Согласно приказ 569 от 21.10.19 набор на специальность 09.02.04 Информационные системы прекращается с 2021 года. Будет ли выходить новый актуализированный ФГОС, и по нему производиться набор? Или необходимо лицензировать и переходить на смежные специальности данной укрупнённой группы?

Добрый день! Согласно приказ 569 от 21.10.19 набор на специальность 09.02.04 Информационные системы прекращается с 2021 года. Данный ФГОС не будет актуализироваться. Образовательным организациям необходимо пройти лицензирование по родственному ФГОС СПО,

Отступления в темах от рабочей программы преподавателя СПО в учебном году. Возможны ли отступления от некоторых тем в утвержденной рабочей программе преподавателя, если появилась необходимость? И каков процент отступлений разрешается (если разрешается)? Особенно сейчас, при переходе на дистанционное обучение всех учебных заведений.

При реализации образовательной программы СПО, образовательная организация обязана полностью выполнить требования к результатам освоения программы, включая и те результаты которые были введены за счет вариативной части. В условиях реализации программы с применением дистанционных технологий не меняется содержание программы, изменяетмся график прохождения материала и технологии его преподавания. При этом график изучения может быть скорректирован. Все изменения должны быть закреплены локальными нормативными актами.

 
Повторное прохождение ГиА Разьясните пжл порядок прохождения повторного ГИА если студент освоил план по старому ФГОС(поступил в 2016г), сейчас действует новый, именно 38.02.01 от 2018 года. Каким образом он проходит аттестацию по новому или старому? В вузе есть группы по ФГОС старому.

Согласно приказа утверждающего данный ФГОС приказа :

"образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;

 

прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 832 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2014 г., регистрационный N 33638), прекращается 1 сентября 2018 года"

Солгласно первого положения образовательная организация  вправе перевести студентов на новый актуализированный ФГОС с согласия обучающихся (или их законных представителей), то есть на основании рещения собрания с полученными подписями обучающихся можно было перевести на новыз ФГОС. В этом случае они обязательно должны бы были сдавать демонстрационный экзамен.

Если Вы набирали на программу в 2016 году на базе 9-ти классов, то в этом году они могут сдавать ГИА в старом формате. Для них демострационный экзамен не является обязательным. Более для того, что бы его включить в процедуры ГИА в Программе ГИА в , размещаяемой на сайте образовательной организации, уже в декабре  должна была быть обозначена эьта процедура.

Вторая фраза означает, что набор по данной позиции с 1 сентября 2018 года  должен быть осуществлен только по актуализированному ФГОС.

 
ФГОС СПО по специальности Фармация со сроком обучения 1г10мес Появилась информация о введение с 01.09.2020г нового ФГОС СПО по специальности Фармация со сроком обучения 1г10мес. Официальных документов не нашла. Поясните, пожалуйста. С уважением. Заместитель директора по УМР Куратова О.В., Частное профессиональное образовательное учреждение ивановский фармацевтический колледж.

Уважаемые коллеги! В самом деле разработан пакет проектов актуализированных ФГОС с  сокращенными сроками освоения. В числе данных ФГОС есть и ФГОС СПО по специальности Фармация. За более полными сведениями обращайтес в ФУМО СПО по УГ 33.00.00.

 

 
Внесение в диплом выпускника СПО записи о демонстрационном экзамене Уточните, пожалуйста, как правильно внести запись о демонстрационном экзамене в дипломы выпускников СПО:
Государственная итоговая аттестация
в том числе: Демонстрационный экзамен Или Демонстрационный экзамен по компетенции "название компетенции"

Согласно п.п. и) п. 5.4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. №1186 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов" (с изменениями и дополнениями)

«И) на отдельных строках последовательно: в графе "Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик" - наименование предусмотренных образовательной программой форм аттестационных испытаний (выпускная квалификационная работа (с указанием ее вида и наименования темы (в кавычках)), государственный экзамен, демонстрационный экзамен) в графе "Общее количество часов" проставляется символ "х"; в графе "Оценка" - оценка прописью»

  согласно п. 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями):

«20. Результаты любой из форм государственной итоговой аттестации, определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий»

Таким образом, согласно приведенному тексту в приложении к диплому каждая из проведенных, в соответствии с программой, форм аттестационных испытаний (выпускная квалификационная работа, государственный экзамен, демонстрационный экзамен), пишется на отдельной строке, и по каждой проставляется оценка (в соответствии с приведенной  ниже цитатой).

При этом выпускная квалификационная работа  приводится с указанием ее вида и наименования темы (в кавычках), а государственный и демонстрационный экзамен такого уточнения не предусматривают. То есть, если это программа по профессии рабочего то  строка оформляется

«Выпускная квалификационная работа  в виде демонстрационного экзамена по теме «…»» «отлично»

Если это специальность то строки оформляются

«Выпускная квалификационная работа в виде защиты диплома по теме «…..»  «отлично»

Демонстрационный экзамен                                                                                       «отлично»»

Март 2020

 
Регистрационный номер из государственного реестра примерных основных образовательных программ. Добрый день, уважаемые коллеги!
Приказом Рособрнадзора от 29.11.2019 № 1628 утверждены формы заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.
Сведения о реализации основных образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности … в пункте 1.4. необходимо указать следующее:
1.4. Основная образовательная программа реализуется с учетом примерной основной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ необходим регистрационный номер в государственном реестре примерных основных образовательных программ.
На аккредитационную экспертизу у нас выходят 3 программы:
43.02.13 Технология парикмахерского искусства;
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);
43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

Уважаемые коллеги! для аккредитации образовательной деятельности  в графе регистрационный номер указывается "без номера", а в графе дата регистрации дата указанная на странице данного сайта в табличной форме.

 
региональный компонент учебного плана Добрый день! Подскажите пожалуйста, нужно ли обязательно включать в учебный план СПО региональный компонент и в каком цикле он может быть, если учебный план на базе 11 классов?

Уважаемые коллеги во ФГОС уже нет такого понятия как региональный компонент, требования региональных работодателей органов исполнительной власти, обучающихся могут быть включены в программу за счет вариативной части. Дополнения могут быть внесены в любой из циклов.

 
Проведение демонстрационного экзамена по компетенции "Документационное обеспечение управления и архивоведение" по специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства Здравствуйте, коллеги! Нами реализуется программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства. В программу введена подготовка по профессиональному модулю «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», в рамках которого осваивается профессия 21299 Делопроизводитель. Можем ли проводить демонстрационный экзамен, в рамках ГИА по компетенции «Документационное обеспечение управления и архивоведение»?

В соответствии с Методическими рекомендациями о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена, утвержденными Распоряжением Минпросвещения России от 1 апреля 2019 №Р- 42, образовательная организация сама определяет компетенцию, по которой проводить демонстрационный экзамен в рамках ГИА. Основное условие выбора компетенции -  содержательное соответствующих целям оценки освоения образовательной программы или её части. 

Постдипломные каникулы Скажите, пожалуйста, на основании какого документа можно включить в РУП каникулы (1-2 недели) после защиты ГИА у заочников?

По программам СПО такой возможности нет, так как срок освоения программы ограничен 10 месяцами в последний год обучения, тоесть заканчивается  в июне.

 
Экзамен по модулю В методический рекомендациях по разработке УП по ФГОС СПО ТОП-50 и актуализированных в разделе 4 Планирование времени, отводимого на промежуточную и итоговую аттестации, пункт В 4.9. Формой промежуточной аттестации по профессиональному модулю, может является экзамен по модулю или квалификационный экзамен, необходимо ли привлекать представителя работодателя для проведения экзамена по модулю.Заранее благодарны

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации", (Статья 74. Квалификационный экзамен)-(1) определяет квалификационный экзамен как итоговую аттестацию по программам профессионального обучения.

Соответственно, если по итогам профессионального модуля  планируется присвоение квалификации по рабочей профессии, должности служащего, указанной в Приказе Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение", тогда экзамен по модулю может стать квалификационным экзаменом.

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. (1)

К проведению экзамена по профессиональному модулю привлечение представителей работодателя по виду деятельности является желательным

 

исключение специальностей в СПО в 2021году Добрый день. Вы мне ответили на вопрос об исключении из списка набора 2021г. специальности 15.02.07 и замене ее на 15.02.10. а почему нельзя заменить на 15.02.14?

Уважаемые коллеги, согласно приказа Министерства просвещения РФ  №569 от 21 октября  2019 года прием на обучение по специальности 15.02.07 прекращается с 1 января 2021 года. Это означает, что набор на данную специальность будет проводится последний раз в сентябре 2020 года. Для обеспечения работы по аналогичному профилю колледж вправе открыть любую из родственных специальностей, в том числе и специальности 15.02.10 и 15.02.14 в зависимости от запросов рынка труда региона. И в любом случае для открытия новых специальностей требуется получение лицензии на её реализацию.

Составление учебного плана для заочного обучения по актуализированным ФГОС Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846 не подходят для актуализированных ФГОС. При составлении учебного плана в новошахтинской программе не получается выдерживать максимальный объем 160 часов в год, так как практики программа тоже считает вместе с аудиторными часами (даже если обучающиеся самостоятельно реализуют программы практик с представлением и последующей защитой отчета), кроме того по актуализированным ФГОС включается промежуточная аттестация. Как правильно составить учебный план, на какие нормативные документы ссылаться? По очному обучению более-менее понятно, есть примерные программы, а по заочному обучению не понятно. Заранее благодарю за ответ.

Уважаемые коллеги, составление учебных планов в новошахтинской программе не является обязательным для образовательных организаций. При этом согласно новым ФГОС СПО.

«Срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

- не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

- не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования».

Это значит, что ограничивается только максимально допустимый срок освоения программы. Заочная форма предусмотрена только по специальностям минимальный срок освоения программы 1 год 10 месяцев, что составляет 2952 часа.

«На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей 2  ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме - не менее 10 процентов»

То есть очная часть программы, включающая проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов при заочной форме, должна составлять не менее 10% (2952-ГИА) при сроке 1 г.10 месяцев. Аналогичным образом рассчитывается минимальный объем нагрузки

 

Индивидуальный проект Подскажите, пожалуйста, результаты защиты индивидуального проекта заносятся в зачетную книжку и оценка идет ли в диплом?

Индивидуальный проект по общеобразовательным дисциплинам оценивается в рамках промежуточной аттестации. Согласно статье №58 ФЗ-273 Об образовании в РФ Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (п. 10 ч. 3 ст. 28 и ч. 1 ст. 58 Закона № 273-ФЗ). Установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая образовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Закона № 273-ФЗ). В зачетную книжку заносятся результаты промежуточной аттестации по всем элементам образовательной программам.

Аккредитация и Рабочие программы ТОП-50 Доброго дня!
Скажите, пожалуйста, готовим к аккредитации 23.02.07 - есть ли какие особенности у этой процедуры по ТОП-50?
В рабочих программах дисциплин первый раздел всё-таки как должен звучать - "Паспорт..." (Как а метод рекомендациях ФИРО) Или "Общая характеристика..." (Как в Примерной ООП)? Допускается ли небольшое расхождение в тем планах рабочей и примерной программы? Заранее благодарим!

Программы по актуализированным ФГОС оформляется в формате примерных основных образовательных программ (ПООП), то есть  по новому макету. Методические рекомендации ФИРО актуальны только для ФГОС 3.

Согласно требованиям ФГОС п. 2.3. «Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей профессии/специальности». Что означает, что образовательная организация вправе вносить изменения в основную программу по отношению к примерной программе при разработке, так как в ходе данной деятельности в том числе распределяется вариативная часть, что приводит к увеличению количества часов и введению новых результатов освоения программы.

Кроме того, п. 3.6. (по профессии п. 3.7 по специальности) гласит «Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)». Что позволяет образовательной организации дополнять результаты по отдельным дисциплинам, а это заначит в том числе изменять содержание. При этом все изменения должны иметь основания и быть зафиксированы в локальных нормативных актах образовательной организации.

 

Присвоение квалификационного разряда по ППКРС Добрый день! Подскажите, пожалуйста, механизм присвоения квалификационного разряда по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. В каком документе прописывается присвоенный квалификационный разряд, если в дипломе указывается только квалификация в соответствии с ФГОС СПО?

Квалификационный разряд может быть присвоен согласно п. 35 Приказа №464  «Об утверждении Порядка об осуществления образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования»

«Если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей»

Как видно из приведенного положения, сведения о присваиваемом разряде указываются в свидетельстве о квалификации. При этом, выдача свидетельства о квадификации производится при условии наличия у организации программы профессионального обучения на данную квалификацию и лицензии на реализацию программ профессионального обучения, участии в процедуре аттестации (квалификационном экзамене) работодателей, приема обучающегося на программу профессионального обучения по индивидуальному учебному плану и правильного оформления локальными нормативными актами перезачета, освоенных в рамках программы СПО результатов. В случае отсутствия выше обозначенных условий квалификация в документах не указывается, в промежуточной аттестации оценивается успешность освоения всех результатов данного модуля и ставится оценка в приложение к диплому.

мастер п/о сколько человек обучающихся на учебной практике на одного мастера производственного обучения

Ранее, согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.03.2014 N 245, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.04.2014).) численность студентов в учебной группе в средних специальных учебных заведениях при финансировании подготовки за счет бюджетных ассигнований по очной форме получения образования устанавливалась 25 - 30 человек. Исходя из специфики среднего специального учебного заведения, образовательное учреждение могло проводить учебные занятия с группами студентов меньшей численности и отдельными студентами, а также делить группы на подгруппы. Некоторые ограничения по количеству студентов могут устанавливаться соответствующими образовательными стандартами. Например, Приказом Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1357 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 Библиотековедение" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34874) установлено, что организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом: численность студентов в учебных группах для теоретических занятий - не более 25 человек, для лабораторно-практических занятий - не более 15 человек.

Источник: https://www.kdelo.ru/qa/130261-qqkss6-skolko-studentov-mojet-byt-v-gruppe-mastera?from=PW_F5_View_hook_450&token=2603fd6e-bcaa-11a0-6f55-2d0154aca00d&ttl=7776000&ustp=W

мастер п/о 1 сколько часов учебной практики должно быть у мастера п/о на 1 ставку, почему нигде не прописано , как прописано по преподавателям.
2 учебная практика в астрономических часах у мастера производственного обучения вождению,как перевести в академические

Согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее – приказ № 1601) мастерам производственного обучения устанавливается продолжительность рабочего времени в объеме 36 часов в неделю. Статьей 333 ТК РФ и приказом № 1601 продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Т.е. ставкой мастера производственного обучения закрывается максимальный объем недельной нагрузки педагогического работника.

Для ФГОС3 должностные обязанности мастера определяются Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее – ЕКС) определены должностные обязанности мастера производственного обучения: «Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности».

Все обязанности, перечисленные в ЕКС, мастер производственного обучения выполняет в рамках 36 часов в неделю, включая и проведение практических занятий и учебно-производственных работ, связанных с профессиональным (производственным) обучением, практикой. Поэтому локальным нормативным актом образовательная организация должна определить, какое количество часов в рамках 36 мастеру производственного обучения отдается на проведение занятий и руководство практикой, а какая на выполнение других функций.

Для ФГОС по ТОП 50 и актуализированных ФГОС СПО должностные инструкции определяются из соответствующего профессионального стандарта. При это аналогично мастер производственного обучения

Тарификация учебной нагрузки сверх установленной нормативными документами возможна только с письменного согласия педагогического работника и должна оплачиваться в одинарном размере дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы. Согласно статье 99 ТК РФ  такая работа будет считаться сверхурочной. Её продолжительность не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Оплата работы сотрудников образовательных организаций устанавливается и регулируется руководителем образовательной организации.

19.02.10 Технология продукции общественного питания В соответствии с приказом Министерства просвещения №569 от 21 октября 2019 года прекращается прием на обучение по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания с 1 января 2021г.
Вопрос: Какую специальность из ТОП 50 по требованиям к специалисту можно рассматривать как родственную специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания?

Уважаемые коллеги, приказом Министерства просвещения №569 от 21 октября 2019 года с 1 января 2021г. прекращается прием на обучение по ФГОС на специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания в связи с этим образовательным организациям необходимо получить новую лицензию на родственную программу, например 43.02.19.Поварское и кондитерское дело

 

адаптационный цикл Адаптационный цикл включается в учебные планы с какого года и по каким программам. Или только по ТОп-50

Согласно п. 2.6. ФГОС СПО «При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Данное положение есть во ФГОС ТОП50 и некоторых актуализированных ФГОС. То есть наличие адаптационных дисциплин в рабочей программе по ФГОС имеющем такую формулировку данного пункта делает обязательным наличие таких дисциплин.

ВНИМАНИЕ! Во ФГОС 2018 года редакция пункта 2.6 изменена на  «2.6. Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Для них введение в программу такой дисциплины не является обязательным.

 

Получение рабочей профессии в рамках освоения СПО Здравствуйте, в нашей образовательной организации освоение ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих проходит на 2-ом курсе.
Когда выдается свидетельство по специальности 11.02.01 Радиоаппаратостроение и что в нем будет указано?
ФГОС СПО предусматривает 4 профессии рабочих.
На 2-ом курсе в рамках освоения ПМ.04 обучающиеся получают профессию «Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов».
В ходе дальнейшего получения специальности при освоении ПМ.01-ПМ.03 осуществляется овладение профессиональными компетенциями (учебные дисциплины, модули, практики), тем самым, усовершенствуются навыки ранее полученной профессии. Можно ли выдать на 4-ом курсе свидетельство с другой профессией, например, «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов»?
Таким образом, просим пояснить следующие моменты:
- в процессе получения специальности свидетельство выдается только в рамках освоения ПМ.04?
- если нет, то в одном свидетельстве указывается несколько профессий? Или в этом случае выдается несколько свидетельств?

Квалификационный разряд может быть присвоен согласно п. 35 Приказа Министерства образования и науки РФ №464 «Об утверждении Порядка об осуществления образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования».

«Если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей».

Как видно из приведенного положения, сведения о присваиваемом разряде указываются в свидетельстве о квалификации. При этом, выдача свидетельства о квалификации производится при условии наличия у организации программы профессионального обучения на данную квалификацию и лицензии на реализацию программ профессионального обучения, участии в процедуре аттестации (квалификационном экзамене) работодателей, приема обучающегося на программу профессионального обучения по индивидуальному учебному плану и правильного оформления локальными нормативными актами перезачета, освоенных в рамках программы СПО результатов. В случае отсутствия, выше обозначенных условий, квалификация в документах не указывается, в промежуточной аттестации оценивается успешность освоения всех результатов данного модуля и ставится оценка в приложение к диплому.

На каждую квалификацию выдается отдельное свидетельство о квалификации. Свидетельство выдается на квалификацию по профессии рабочего или должности служащего.

Отступление от тематики примерной программы учебной дисциплины (модуля) На сколько процентов можно менять содержание дисциплины, расписанное в примерной программе? По ряду дисциплин содержание сформулировано более, чем некорректно.

Согласно требованиям ФГОС п. 2.3. «Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей профессии/специальности». Что означает, что образовательная организация вправе вносить изменения в основную программу по отношению к примерной программе при разработке, так как в ходе данной деятельности в том числе распределяется вариативная часть, что приводит к увеличению количества часов и введению новых результатов освоения программы.

Кроме того, п. 3.6. (по профессии п. 3.7 по специальности) гласит «Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)». Что позволяет образовательной организации дополнять результаты по отдельным дисциплинам, а это значит в том числе изменять содержание. При этом все изменения должны иметь основания и быть зафиксированы в локальных нормативных актах образовательной организации.

 

производственная практика по ПМ если производственная практика по профессиональному модулю продолжается 2 семестра, выставляется одна оценка по завершению модуля или за каждый семестр отдельно?

Согласно ФЗ-273 «Об образовании в РФ» Статья 58 промежуточная аттестация, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Срок утверждения Проекта актуализированных перечней профессий, специальностей и квалификаций СПО Подскажите, пожалуйста, срок утверждения Проекта актуализированных перечней профессий, специальностей и квалификаций СПО. Ведь на данный период этот документ не имеет юридической силы и при лицензировании образовательных программ мы не должны учитывать данный перечень?

Уважаемые коллеги! На сегодняшний день введение обновленного перечня не планируется. Все изменения в перечень профессий и Перечень специальностей СПО будут вводиться через актуализацию ФГОС СПО. Сегодня уже принято ряд документов Министерства просвещения Российской Федерации корректирующие прием по ряду программам СПО и уточняющим Перечень. При лицензировании учитываются только действующие документы.

Учебные планы Подскажите, пожалуйста, может ли ПОО разрабатывать Учебные планы отдельно на общеобразовательный цикл и профессиональный цикл.

Нет учебный план по всем циклам в рамках программы на профессию (специальность) должен быть один. 

 
использование вариативной части ФГОС СПО Добрый день! Скажите пожалуйста, можно ли за счет вариативной части ввести дополнительную квалификацию, не предусмотренную данным ФГОС СПО? Например ФГОС СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, предусмотрены квалификации Слесарь по ремонту автомобилей и электрогазосварщик, но мы хотим за счет вариативной части добавить квалификацию - водитель автомобиля.

Уважаемые коллеги, за счет вариативной части по профессии можно предусмотреть освоение новых результатов, в рамках ФГОС присваиваются только те сочетания которые предусмотрены  ФГОС. Вариативная часть по профессии составляет 288 часов

 
Присвоение квалификации по рабочей профессии в рамках ПМ "Выполнение работ по профессии" ФГОС по специальности Возможно ли присвоение квалификации по рабочей профессии в рамках ПМ "Выполнение работ по профессии" ФГОС по специальности не из рекомендованного списка в тексте ФГОС? Например по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) присвоить квалификацию по профессии 19861 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Нет, согласно ФГОС СПО по специалистам среднего звена соотвествующее приложение с перечнем профессий (должностей служащих) называется: "Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)" поэтому расширение списка в рамках ФГОС неправомочно. Осваивать обозначенную Вами программу можно в рамках программ ДПО или ПО.

 

Самостоятельная работа Здравствуйте!
Очень просим Вас разъяснить ситуацию с самостоятельной работой. На различных форумах по данной теме приводятся очень часто противоречивые сведения.
1) В рекомендациях по реализации ОПОП по ТОП-50 написано, что самостоятельная работа в общеобразовательном цикле не предусмотрена. Однако в рекомендациях по реализации среднего общего (полного) образования в СПО количество часов на С.Р. отведено 50%. Каким документом руководствоваться? Ведь общеобразовательный цикл направлен на реализацию ФГОС СО(п)О.,а не ФГОС СПО.
2) Как самостоятельная работа,предусматриваемая в других циклах, должна быть отражена в учебном плане? Входит ли она в 36 недельную нагрузку? Ведь она не тарифицируется.
Будем очень благодарны за разъяснения. Спасибо!

Уважаемые коллеги!Самостоятельная работа в рамках ФГОС по ТОП-50 выделяется из часов выделяемых стандартом на освоение программы. То есть 36= (нагрузка во взаимодействии с преподавателем)+ самостоятельная работа. Поэтомсу самостояьтельная работа должна быть направлена на результаты освоения программы, это организованная деятельность обучающего, самостоятельно выполняющего конкретное задание. 

Рекомендации по общему образованию выпущенные ФИРО не могут в полной мере быть использованы в рамках новых ФГОС, так как вся нагрузка включая самотоятельную работу входит в 36 часов недельной нагрузки и нет возможности увеличить количестов часов выйдя за цифру указанную во ФГОС. Поэтому рекомендации могут быть использованы только в плане определения номенклатуры дисциплин. Самостоятельную работу по общеобразовательному циклу нерекомендуется выделять так как нагрузка по общеобразовательному циклу по специальностям ниже, чем во ФГОС СОО.

Самостоятельная работа может быть выделена как в отдельной строке по каждому семестру перед строкой всего ( в этом случае сумма аудиторной и самостоятедльной нагрузки даст цифру крантую 36 или в каждом семестре выделить вертикальную колонку для самостоятельной работы.

ПООП по профессии 15.02.08 Технология машиностроения Уважаемые коллеги!
Подскажите где можно найти ПООП по 15.02.08 Технология машиностроения?
Заранее спасибо.

Уважаемые коллеги! По ФГОС 3 поколения  примерные программы не были обязательны поэтому ПООП нет. Сейчас ФГОС находится на актуализации, и уже вместе с ним появится и ПООП.

Центр развития профессионального образования Уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, почему не открывается сайт в Интернете и не работает ссылка (ФУМО СПО) Центра развития профессионального образования?

Уважаемые коллеги! полезная информация размещается на данном сайте. временно сайт ЦРПО по независящим от нас причинам находится на реконструкции.

разработка рабочей программы учебной и производственной практик Добрый день! подскажите! для профессии 08.01.07 при разработки рабочих программ учебной и производственной практик на какие документы ориентироваться? в макете ПООП не такого раздела! или нет необходимости включать ее в ООП? как правильно оформить такую программу?

Программа разрабатывается по макету утверждаемому образовательной организацией. В ней должны быть сведения о  порядке проведени, формируемых компетенциях, видах работ, порядке отчетности о результатах, сроках и местах проведения, о документах оформляемых по результатам и промежуточная аттестация по каждому из модулей.

Реализация актуализованного ФГОС СПО 38.02.01 Экономика и бух. учет (по отраслям) В Вуз в августе месяце были зачислены студенты на образовательную программу 38.02.01 Экономика и бух. учет (по отраслям). Согласно какому ФГОС СПО должна осуществлять обучение образовательная организация (от 2014 или 2018 г.). Согласно приказа № 69 от 05.02.2018г. стандарт вступает в силу с 01.09.2018 г., обучающиеся имеют право перейти на новый стандарт по заявлению. Но если они не хотят, то можно ли вести обучение по стандарту от 28.07.2014 № 832.

Образовательная организация с 1 сентября должна обучать по актуализированным ФГОС. При этом Министерство оставило за образовательной организацией право  в 2018 году набранных до 1 сентября набрать на программы по действующему ранее ФГОС, а после обновления программы перевести их на актуализированный. Если у Вас готова программа на актуализированный ФГОС то можно зачислять обучающихся на обучение по новому актуализированному ФГОС, что найдет отражение в приказе о приеме, учебном плане идр. документах. Если обучающиеся не согласны с переходом на новые  ФГОС, то организация может доучить их по ФГОС от 2014 году. Внимание появились новые ПООП по 38.00.00 УГ.

ПООП по УГ 38.00.00 Уважаемые коллеги, будут ли включены в ПООП специальностей 38.02.06 Финансы, 38.02.07 Банковское дело примерные рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, как например это предусмотрено в ПООП по специальностям, зарегистрированным в Федеральном реестре примерных образовательных программ СПО. Спасибо

Да программы дисциплин и модулей появяися в структуре программы, наряду с примерами оценочных средств.

учебный цикл для основ финансовой грамотности Подскажите, пожалуйста, можно ли "Основы финансовой грамотности" как отдельную дисциплину определить в общепрофессиональный цикл или только в профессиональный цикл?

Данную  дисциплину логичнее ввести в общепрофессиональный  цикл. В профессиональном цикле она может появится если по специальности (профессии) есть необходимость проведения финансовых операций и работы с банками.

ПООП по профессии 29.01.05 Закройщик Уважаемые коллеги!
3 апреля 2018 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 230 утвержден стандарт по профессии Закройщик, в соответствии с которым должно вестись обучение с 01.09.2018 г. К сожалению, ПООП по профессии отсутствует. Планируется ли разработка примерной программы в ближайшее время?
Заранее спасибо.

Да проект  программы по данной профессии уже разработан. Ознакомится с ним можно по запросу. Он требует некоторой доработки.

/storage/userfolders/usr_c4ca4238a0b923820dcc509a6f75849b/files/POOP_29_01_05_Zakrojschik__s_izmeneniyami_(1).rtf

Ждем Ваших предложений и замечаний

Включение адаптационных дисциплин Уважаемые коллеги, в п. 2.6 стандарта специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование говорится, что " при формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц и ОВЗ". За счет каких часов и каким образом включаются адаптационные дисциплины в учебный план (в какой цикл)?

Какие дисциплины включать, в какой цикл образовательная организация определяет самостоятельно. Примерная тематика адаптационных курсов приведен в  Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 06-443 «О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ». Данные курсы могут быть полезны не только лицам с ОВЗ и инвалидам, но остальным студентам (например  "Психология личности и профессиональное самоопределение", "Коммуникативный практикум" и др.). Главное что бы была разработана программа и включена в учебный план.

ФГОС Разрабатываются ли актуализированные ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки), 15.02.08 Технология машиностроения и 22.02.06 Сварочное производство. Планируется ли их введение с 1 сентября 2018г.

Уважаемые кроллеги! Проведение актуализации ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки), и специальности  22.02.06 Сварочное производство в ближайшее время не планируется ФГОС по специальности 15.02.08 Технология машиностроения актуализируется но в этом году введен в действие не будет.

Библиотечный фонд при реализации ТОП-50 Уважаемые коллеги! Помогите пожалуйста. При реализации ТОП-50 (специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование), может ли организация использовать в качестве основной учебники, не указанные в примерной основной образовательной программе (т.е. выбрать другие учебники и учебные пособия не указанные в ПООП)? В примерной программе указаны учебники 2013 года выпуска, учебники для высшего образования, для социально-экономического профиля.

При формирования библиотечного фонда  можно наряду с хотябы одним из списка, сформированном разработчиками, брать другие учебники, но по каждому модулю и дисциплине в качестве основной литературы должны использоваться издания указанные в примерной программе, при этом использование того же учебника более позднего года издания допускается, кроме того допускается дополнять список новыми изданиями. Следовательно нужно  писать официальное обращение в ФУМО с просьбой внесения корректировки в данный раздел программы.

Самостоятельная работа по физкультуре Здравствуйте, подскажите в программах по новым ФГОС остается ли тот же норматив на самостоятельную работу по физкультуре как в учебном плане прошлых ФГОС , 2 обязательных часа самостоятельной работы по физкультуре в неделю?

Поскольку самостоятельная работа выделяется из объема образовательной программы (36 часов в неделю). Планирование 2 дополнительных часов самостоятельной работы по физической культутре не является обязательным. У обучающихся должна быть возможность занятия спортом в свободное от учебы время в кружках и секциях, организованных в рамках программ ДО. Данные часы в объем программы не включаются.

Квалификационный экзамен Подскажите, пожалуйста, требуется ли в обязательном порядке проведение квалификационного экзамена по каждому профессиональному модулю учебного плана специальности СПО? А по модулю "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих" в рамках специальностей СПО требуется ли в обязательном порядке проведение квалификационного экзамена?

Согласно Приказа МОН №464 по модулю "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих" в рамках специальностей СПО требуется присвоение квалификации, которая может быть присвоена  по результатам квалификационного экзамена, проводимого в рамках действующего законодательства. Следовательно квалификационный экзамен по данному модулю обязателен. По остальным модулям проводится экзамен по модулю, предназначенный для  оценки освоенности вида профессиональной деятельности.

о планировании консультаций в рамках реализации ФГОС ТОП-50 и актуализированных ФГОС пунктом 7.10 ФГОС предусмотрены консультации в объеме 4 часа в год на одного обучающегося вне зависимости от формы обучения. ФГОС ТОП-50 и актуализированные ФГОС не содержат упоминания о консультационном фонде. Можно ли планировать консультации в период реализации ФГОС ТОП-50 и актуализированных ФГОС? Что может служить основанием для планирования консультации в данном случае?

Планирование консультаций в структуре программы становится зоной отвественности образовательной организации. Только нужно учитывать, что в рамках ФГОС по ТОП-50 и актуализированным ФГОС консультации выделяются из часов отводимых на дисциплину и должнвы обеспечивать освоение результатов обозначенных во ФГОС. тРекомендуется предусматривать консультации по дисциплинам предусматривающим в качестве промежуточной аттестации экзамен или в случае организации выполненияпо курсовой работы.

Разряд по профессии в рамках профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в рамках специальностей СПО Ответьте, пожалуйста, должна ли ОО присваивать разряд (например, по рабочей профессии Слесарь по ремонту автомобилей) в рамках профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в рамках специальностей СПО. И какой документ выдается студенту при освоении данной профессии в рамках именно специальностей - Свидетельство?

Согласно требованиям Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" п. 36.

«Если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей».

По результатам освоения программы профессионального обучения выдается документ о квалификации, который согласно статье 60 (п.9 пп 2) ФЗ «Об образовании в РФ», «подтверждает - присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего)».

Таким образом, если, в рамках программы СПО, полностью осваивается основная программа профессионального обучения по профессии рабочего, должности служащего, то по результатам её освоения присваивается квалификация, подтверждаемая свидетельством о профессии рабочего, должности служащего с указанием присваиваемого разряда или класса, категории. Условием выдачи свидетельства являются:

- локальный акт подтверждающий освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего (должности служащего) в рамках программы СПО по специальности;

- наличие лицензии на реализацию программ профессионального обучения;

- разработанная программа профессионального обучения;

- успешное прохождение обучающимся процедуры квалификационного экзамена с участием работодателя.

Учебный план по профессии Сварщик 1)Можно ли учебный план по профессии Сварщик на 2018-2020 гг разрабатывать по новым рекомендациям ТОП-50, если ФГОС данной профессии отличается от ФГОС ТОП-50 по другим профессиям?
2) Можно ли в профессиональный цикл закладывать изучение ПМ помимо указанных в траектории: освоение ПМ.02, ПМ.03,ПМ.04. Освоение данных модулей необходимо для проведения ДЭ по методике WORLDSKILLS

1) Учебный план по Сварщику должен быть разработан на основе ФГОС, а значит должен иметь старый формат так как ФГОС в новом формате не выполнен.

2) К сожалению, разработчики ФГОС (а это СПК; по сварке) настаивают, что более двух видов сварки в рамках одной траектории не может быть освоено. Кроме того демонстрационный экзамен по методике WORLDSKILLS не является обязательной процедурой в государственной итоговой аттестации и введение её пока  не планируется.

Поэтому освоение дополнительного вида Сварки возможно только вне программы СПО, например в рамках программ ДПО, осваиваемых параллельно с основной программой.

Актуализация стандартов 4 поколения Скажите пожалуйста, будут ли актуализированы за летний период (до 1-го сентября 2018г) стандарты: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.01.03 Автомеханик, 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ, 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, 19.02.10 Технология продукции общественного питания
43.01.02 Парикмахер. Если нет, то когда примерно ждать выхода? спасибо!

Данные стандарты не включены в перечень актуализируемых ФГОС на этот год. Актуализация их планируется после выхода соответствующих профессиональных стандартов. Обратите внимание, в этом году проходит работа по актуализации Перечня профессий и специальностей которые будут предложены на рассмотрение педагогическому сообществу к концу года. Возможно номенклатура профессий и специальностей будет изменена.

Индивидуальный проект по новому ФГОС Здравствуйте! Самостоятельная работа по общеобразовательному циклу СПО по стандартам нового поколения не предусмотрена, куда деть часы на индивидуальный проект? Часы на индивидуальный проект обучающегося входили в часы самостоятельной работы.

Индивидуальный проект рекомендуется проводить в рамках профильных дисциплин с интеграцией в профессию (специальность), он должен иметь междисциплинарный характер.

В рамках профессии СПО по ФГОС в новом формате возможно выделение часов на самостоятельную работу, часть которой может быть запланирована на выполнение индивидуального проекта. При этом предпочтительны является введение дисциплины "Основы проектной деятельности" и отведение часов консультаций по дисциплинам к которым может быть отнесен проект.

В рамках ФГОС в новом формате по специальностям выделение часов на самостоятельную работу не предусмотрено, рекомендуется введение дисциплины "Проектная деятельность" и отведение часов консультаций по дисциплинам к которым может быть отнесен данный проект.

Актуализированные фгос Если актуализированные фгос начинают действие с приема от 01.09.2018 г, а мы осуществляем прием в августе ,означает ли это, что мы можем на 2018-19 год пользоваться старым ФГОС, а актуализированный будем реализовывать с 2019-20 года.

Данное прочтение приказа по утверждению к новым актуализированным ФГОС некорректно  так как с 1 сентября новые ФГОС вступают в силу и обучение должно вестись по ним.

Более того обучающиеся по ФГОС-3 с их согласия могут требовать перехода на новые ФГОС.

При этом учреждение набравшее по старым ФГОС не может осуществить донабор в эти группы.

При проверке Рособрнадзор вправе запросить программную документацию по новому ФГОС.

О наборе на 2018/19 уч.г. ФГОС СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденным приказом Минобрнауки России от 05.02.2018 № 67, предусмотрено, что прием на обучение в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 837, прекращается 1 сентября 2018 года. Означает ли это, что приемную кампанию 2018 года мы можете проводить еще по ФГОС СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденному приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 837.

С 1 сентября 2018 года обучение должно вестись по новым актуализированным ФГОС, то есть будет действовать ФГОС утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.02.2018 № 67.  Это дает право проверяющим органам запросить новую программу, разработанную по новому ФГОС.

 

Рабочий учебный план и ПООП Могут ли часы в рабочем учебном плане быть меньше чем в ПООП? Специальность 09.02.06

Если по отдельным дисциплинам Вы планируете уменьшение нагрузки, то Вам необходимо обосновать целесообразность такого решения и вызовы рынка труда лежащие в его основе, так как ПООП рассматривалась представителями ФУМО и СПК и получила одобрение. Кроме того, на цикл не может быть часов менее указанных во ФГОС.

Учебный план и квалификационный разряд. Здравствуйте, не могу понять как указать квалификационный разряд на титульном листе учебного плана по профессии СПО Закройщик, актуализированный ФГОС, примерной программы нет и пока ее разработка приостановлена, так было сказано.

По новым актуализированным ФГОС на титульном листе учебного плана разряд указывать не нужно.

Программы и учебные планы разрабатываются на основе ФГОС. Квалификации в котором определяются согласно приведенным в Перечне профессий СПО. В Перечне не указаны разряды, так как согласно закону об образовании ст. 60 по результатам освоения программы СПО выдается документ об образовании и квалификации (квалификации по образованию), присвоение разряда возможно по программам профессиональной подготовке или по результатам независимой оценки.. Кроме того согласно профессионального стандарта к профессии рабочего относится только одна обобщенная трудовая функция и деление на разряды в данном случае некорректно. Программа планируется к разработке в ходе 2018 года.

профессия Портной есть уже обновленный стандарт профессии 29.01.07 портной?

Да данный проект ФГОС есть. Последнюю его редакцию можно запросить в ФУМО по 29.00.00 УГ. Однако он на сегодняшний день не утвержден всвязи с реорганизацией МОН.

Актуализация ФГОС Наша профессиональная образовательная организация проводит набор обучающихся на специальность СПО 39.02.01 Социальная работа. Профессиональный стандарт уже принят. Планируется ли актуализация соответствующего ФГОС СПО и когда? Спасибо.

Профессиональный стандарт будет актуализирован соответствующим СПК, планируется его разделение на две части. Всвязи с этим ФГОС по данной специальности отложено до выхода нового ПС.

часы консультаций Здравствуйте. Помогите разобраться с часами консультаций при составлении учебного плана по ФГОС4. Часы консультаций входят в самостоятельную работу? Где учитывать часы консультаций?

Консультации относятся к видам работы во взаимодействии с преподавателем и выделяются из часов предусмотренных на освоение дисциплины, МДК, практики

ПОПО по специальности 09.02.03 Наш ВУЗ планирует начать обучение по указанной специальности 09.02.03. Для этого нам на кафедре необходимо подготовить весь необходимый для этого комплект документов и учебному методический материал. Поэтому возникает вопрос: "Будет ли опубликована примерная ООП или её проект, и если да, то когда?"

Данный стандарт на сегодняшний день не актуализированн, следовательно разработка ПООП по данной специальности не планируется. Более точную  информацию можно получить в ФУМО по 09.00.00 укрупненной группе, ВОЗМОЖНО ДАННЫЙ СТАНДАРТ БУДЕТ ИСКЛЮЧЕН ИЗ ПЕРЕЧНЯ.

разряд по профессиям Уважаемые коллеги!
В дипломах о среднем профессиональном образовании по профессии (по ФГОС 3 и по ФГОС 4(ТОП-50)) разряд указывается?

Уважаемая Татьяна!

При офорпмлении диплома по программам СПО необходимо использовать действующую нормативную документацию - приказ Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2015 г. № 432 “О внесении изменений в Порядок заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 1186”

В данном документе п.4.1. пп "б" указано "после строки, содержащей надпись "Квалификация", на отдельной строке (при необходимости - в несколько строк) - наименование присвоенной квалификации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования".

Таким образом, наименование квалификаций во ФГОС берется в соответствии с Перечнем профессий или Перечнем  специальностей СПО, в которых указание разряда непредусмотрено, соответственно и в дипломе, разряд указывать не нужно.

Методические рекомендации по разработке учебных планов для актуализированных ФГОС Хотелось бы узнать, существуют ли какие-либо нормативные документы для разработке новых учебных планов. Отличаются ли учебные планы для специальностей из списка ТОП-50 от учебных планов. разработанных на основе актуализированных ФГОС СПО?

Основные положения по разработке учебных планов указаны в проекте методических рекомендаций, размещенные на сайте ЦРПО. Учебные планы имеют несколько характерных отлдичий описанных во ФГОС. См рекомендации

Примерные программы Здравствуйте,
с 1 сентября 2018 года ОО по чьим специальностям вышли актуализированные ФГОС будут реализовывать новый стандарт. В стандарте везде ссылка на примерные программы, времени осталось немного, примерных программ нет. Когда ждать выхода примерных программ по специальностям 38.02.01, 08.02.05, 23.02.04.
Я правильно понимаю, что Примерные программы будут выложены на сайте: Федеральный реестр образовательных программ http://reestrspo.ru/node/6

Да Вы правильно понимаете ПООП получившие статус примерных будут размещены в реестре, однако сначала они появятся в виде проектов на данном сайте для обсуждения в педагогическом сообществе. Следите за информацией.

О сроках выхода запросите в соотвествующих ФУМО Здравствуйте, скажите пожалуйста, а соответствующие ФУМО это какие для специальностей
08.02.05, 38.02.01, 23.02.04.
Кстати о том который 23.02.04, кроме железнодорожного транспорта я у них ничего не нашла

Уважаемая Светлана Павловна!

Контактные данные по каждому из ФУМО можно найти на соответсвующих страницах ФУМО 08.02.05 на странице по укрупненной группе 08.00.00; по 38.02.01 на стр УГ 38.00.00, а 23.02.04 у ФУМО по УГ 23.00.00. 

Кроме толго, обращаем Ваше внимание, что по специальности "23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)" ведется разработка двух программ для ж/д транспорта и для дорожно-строительных работ.

Рабочие программы Если вариативная часть образовательной программы направлена на увеличение времени, необходимого на реализацию учебных дисциплин и профессиональных модулей (междисциплинарных курсов и практик) обязательной части, нужно ли планировать достижение дополнительных результатов освоения образовательной программы?

Если вариативная часть образовательной программы направлена на увеличение времени, необходимого на реализацию учебных дисциплин и профессиональных модулей (междисциплинарных курсов и практик) обязательной части, в зависимости от объема увеличения нагрузки - в случае значительно увеличения более 6 часов должны быть сформулированны дополнительные результаты, в случае если увеличение менее 6 часов в пояснительно записке указывается причина по которой разработчик основной программы увеличивает нагрузку.

Учебный план Обязательно ли включение в учебный план адаптационного цикла, если среди обучающихся нет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Согласно п. 2.6.ФГОС СПО такой курс должен быть предусмотрен в структуре программы обязательно, даже если такие обучающиеся не набраны в группу. Так как согласно ФГОС на профессии и специальности могут поступать и лица с ОВЗ и инвалиды, а значит такой ребенок может быть переведен из другого учреждения, может возникнуть ситуация перевода студента в данную категорию.

 

Разработка учебного плана Вышел актуализированный ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), в котором рекомендовано разрабатывать учебный план с учетом ПООП. Разработана ли ПООП для данной специальности? Если нет, то чем руководствоваться при распределении часов на учебные дисциплины внутри циклов?

Уважаемая Елена! По данной специальности уже разработан примерный учебный план, который будет размещен на сайте crpo-mpu.com и на данном сайте. Следите за информацией.

В соотвествии с данным учебным планом можно распределить часы на учебные дисциплины и модули. Примерная программа находится в разработке.

Ориентировочный срок готовности 10 июля. Более точную информацию уточняйте в ФУМО.

ФГОС по специальности 15.02.08 Подскажите следует ли ждать утверждение нового фгос по специальности 15.02.08 технология машиностроения? если да то когда? нам необходимо готовить учебные планы.

Уважаемая Мария Анатольевна!

По данной специальности планируется разработка нового актуализированного ФГОС. Однако вводится в действие он будет не с 1 сентября 2018 года, а в следующем году.

Учебные планы учебный план по специальности на основе актуализированного ФГОС разрабатываем в формате ТОП 50? А другие? Остаются по старому с max 54 часа? Мы же запутаемся. Огромная просьба проведите вебинар по составлению учебных планов!!! Мы так далеко за Уралом и до нас информация доходит в последнюю очередь!!!

Действующие ФГОС-3 остаются с  максимальной нагрузкой. К новому формату ФГОС переводятся поэтапно. По вопросам проведения вебинаров обращайтесь в Министерство просвещения.

Сроки выпуска ФГОС СПО Добрый день!
Когда ожидается опубликование ФГОС СПО по специальностям 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 35.02.03 Технология деревообработки, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ

По вопросам разработки актуализированных ФГОС обращайтесь в соответствующие ФУМО (контакты смотрите на их страницах. По профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ ФГОС утвержден, ведется разработка программы. 

Актуализированные ФГОС СПО - что с лицензией? Нужно ли после утверждения актуализированных ФГОС переоформлять лицензию, если наименование ФГОС, шифр и присваиваемая квалификация не изменились?
Спасибо!

При переходе на  актуализированные ФГОС переоформление лицензии не требуется.

Фгос спо по специальности технология деревообработки Когда планируется актуализация новых ФГОС СПО по специальности 35.02.03 Технология деревообработки

ФГОС актуализируются с момента выхода профессионального стандарта, если совет по профессиональным квалификациям дает заключение о необходимости проведения актуализации ФГОС. Актуализация данного ФГОС 35.02.03 Технология деревообработки на 2018 год непредусмотрена.

Разработка учебного плана для ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» В связи с разработкой рабочего учебного плана по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» возникли вопросы, на которые прошу дать разъяснения.
1. В структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ФГОС (таблица №2) в колонке «В том числе часов обязательных учебных занятий» и строке «Итого по обязательной и вариативной частям ППКРС» указано количество часов 678 (учебная нагрузка для ППКРС, рассчитанной на срок обучения 2 года 10 месяца). При этом если суммировать слагаемые данной суммы, то получится число 768*, а не 678 как указано в ФГОС по данной профессии. Можно ли считать это опечаткой?
2. В Таблице 3 того же ФГОС в строке Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" (При сроке обучения: 2 года 10 месяцев) период «теоретического» обучения указан в объеме 20 недель (т.е.720 часов), что соответствует пунктам ФГОС 7.4. «Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю» и 7.9 «…при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю». Но это идет в разногласие с таблицей 2 ФГОС. 3. Можно ли считать цифры указанные в Таблице 2 опечаткой и руководствоваться этим при проверках Рособрнадзора, ссылаясь на данные таблицы 3. И, исходя из этого, изменить данные таблицы 2 в разделе Профессиональный учебный цикл с 292 на 244, чтобы выйти на общее количество часов 720? *218(Общепрофессиональный учебный цикл)+292 (Профессиональный учебный цикл)+42 (Физическая культура)+216 (Вариативная часть учебных циклов)=768 часов

Уважаемые коллеги! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ в сентябре  2016 года к федеральному государственному образовательному стандарту по сварщику были приняты поправки и в таблицу 2 внесены соотвествующие изменения.

Проверьте актуальной ли версией ФГОС Вы пользуеетесь. В приложенном файле актуальная версия ФГОС по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Актуальная на февраль 2018 года версия ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»

 

Обсуждение приказа МОН №1138 от 17 ноября 2017 "О внесение изменений в Порядок ГИА по программам СПО" В пункте 10 приказа говорится о том, что формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО являются защита ВКР и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена.
Означает ли это, что образовательная организация вправе использовать форму ГИА в виде государственного(ых) экзамена(ов) вместо защиты ВКР? Если да, то возможно ли это применить уже в 2017-2018 уч.году?
Спасибо.

Уважаемая Екатерина!

Основным документом, регламентирующим реализацию программ СПО, является ФГОС.

Если во ФГОС есть формулировка разрешающая заменять защиту ВКР(диплома) государственным экзаменом, то такая замена правомочна. Порядок является подзаконным нормативным актом и опирается на ФГОС. Во ФГОС 3 защита ВКР указана как обязательная позиция, а ГЭк вводится на усмотрение образовательной организации

ФГОС по ТОП-50 и актуализированные ФГОС такой возможности не предоставляют. Внимательно прочтите ФГОС в рамках которого вы реализуете программу.

Актуализированные ФГОС СПО Подскажите, не планирует ли Министерство образования и науки РФ организовать курсы повышения квалификации по разработке образовательных программ по актуализированным ФГОС СПО и ФГОС СПО ТОП-50?
Толковых рекомендаций и разъяснений по работе с новыми стандартами нет. Приходится догадываться самим, подсматривать у других образовательных организаций. Очень хорошо, что появился реестр примерных образовательных программ. Но хотелось бы, наконец, понять, что от нас хотят и как это сделать.

Ваш регион или организация могут пригласить наш центр для проведения таких курсов на договорной основе. Заявку присылайте  бланке организации с указанием количества обучающихся  labor-dpo@mail.ru.

Актуализация ФГОС Будут ли актуализированы в 2018/2019 учебном году ФГОС по УГ 21.00.00, 38.00.00 и 43.00.00?

Уважаемая Екатерина!

Из указанных Вами укрупненных групп  планируется разработка ПООП  по следующим актуализированным  ФГОС.

21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.06 Финансы

38.02.07 Банковское дело

40.02.02 Правоохранительная деятельность

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

 

Актуализация ФГОС СПО Добрый день, планируется ли в этом году актуализация ФГОС СПО 43.02.06 Сервис на транспорте ? Где можно увидеть проект (если имеется)?

Данный ФГОС в этом году к актуализации не планируется.

условия выдачи диплома спо с отличием В приказе Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. N 1186 в пункте 22 указано, что "Диплом с отличием выдается при следующих условиях: все указанные в приложении к диплому оценки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам, оценки за курсовые работы (проекты) являются оценками "отлично" и "хорошо"; все оценки по результатам государственной итоговой аттестации являются оценками "отлично"; количество указанных в приложении к диплому оценок "отлично", включая оценки по результатам государственной итоговой аттестации, составляет не менее 75% от общего количества оценок, указанных в приложении к диплому." Входят ли оценки "зачтено" в подсчет %? Мы считаем, что НЕ входят. Но доказать это сославшись на нормативный документ не можем. Правы ли мы и как обосновать? На какой пункт данного положения или другой документ можно сослаться?

В  п. 22 Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 1186 (в редакции изменений утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2015 г. № 432) диплом с отличием выдается при следующих дующих условиях:

все указанные в приложении к диплому оценки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам, оценки за курсовые работы (проекты) являются оценками "отлично" и "хорошо";

все оценки по результатам государственной итоговой аттестации являются оценками "отлично";

количество указанных в приложении к диплому оценок "отлично", включая оценки по результатам государственной итоговой аттестации, составляет не менее 75% от общего количества оценок, указанных в приложении к диплому.

Исходя из того, что в абзаце третьем пункта 22 речь идет только об оценках «отлично» и «хорошо», а оценки «зачтено» не упоминаются, то подсчет осуществляется только среди оценок «отлично» и «хорошо».

Актуализация ФГОС Подскажите, пожалуйста, можно ли узнать какие ФГОС будут актуализированы к началу 2018/2019 учебного года

Перечень актуализированных нв сегодня ФГОС можно увидеть в разделе актуализация ФГОС. По интересующимс Вас ФГОС дадим более подробную информацию. 

Самостоятельная работа. Промежуточная аттестация. В общеобразовательном цикле самостоятельная работа может быть, а может и не быть? Может ли образовательная организация решать это сама? Конкретного выделения часов на промежуточную аттестацию нет (не прописано во ФГОСе). Образовательная организация сама вправе решать сколько часов будет выделено на промежуточную аттестацию? И можно ли выделять в промежуточную аттестацию только экзамены и консультации к ним?

Промежуточная аттестация и консультации выделяется образовательной организацией самостоятельно из нагрузки отведенной на освоение программы. Промежуточная аттестация должна быть предусмотрена по всем дисциплинам, МДК и модулям включенным в учебный план. Консультации рекомендуется выделять по дисциплинам по которым предусмотрены экзамены и по дисциплинам общеобразовательного цикла, предполагающих реализацию индивидуального проекта. Время на зачеты выделяется из нагрузки отводимой на дисциплину (МДК) в объеме 1-2 часа.

Задания демонстрационного экзамена Существуют ли КИМ для проведения демонстрационного экзамена в рамках ГИА при реализации ФГОС по ТОП-50?

На сайте ЦРПО (crpo-mpu.com) НА СТРАНИЦЕ ДЭ в ГИА размещены ссылки на задания для ДЭ для профессии ТОП-50, по которым будет проводится данная процедура. Информация содержит две ссылки на материалы Союза конкурсного движения Молодые профессионалы и материалы ФУМО. Советуем ознакомится с обоими.

Актуализация ФГОС СПО Вышел актуализированный ФГОС СПО по специальности, внесенной в лицензию на осуществление образовательной деятельности. Нужно ли опять лицензировать эту специальность? В каких нормативных документах об этом сказано?

Поскольку наименование ФГОС и номенклатура присваиваемых квалификаций не изменялись, получать новую лицензию на осуществление образовательной деятельности по актуализированным ФГОС ненужно.

Необходимо пересмотреть программу образовательной организации для осуществления набора по данной программе на 2018-2019  учебный год.

Присвоение разрядов по специальностям СПО Уважаемые коллеги!
Обязательно ли должны образовательные организации СПО присваивать разряды по профессиям рабочих в рамках профессиональных модулей по специальностям и указывать их в выдаваемых свидетельствах? Во ФГОС СПО ничего не сказано про присвоение разрядов. Если должны, то кто это должен делать - образовательные организации или работодатель?

Образовательные организации СПО могут присваивать разряды по профессиям рабочих в рамках профессионального модуля по профессии рабочего , должности  служащих в рамках программы по  специальности, в случае наличия лицензии на реализацию программ профессионального обучения и реализации данной программы в рамках осваиваемой программы, образовательная организация в ходе итоговой аттестации по модулю (проводимом в виде квалификационномго экзамена) присваивается квалификация . в свидетельство указывается разряд. При этом участие в оценочных процедурах работодателей обязательна.

Обсуждение приказа МОН № 1138 от 17 ноября 2017 "О внесение изменений в Порядок ГИА по программам СПО" Должны ли быть внесены изменения(дополнения) в локальные нормативные документы, в частности в Порядок проведения ГИА по программам СПО, если в вузе не реализуются программы по ТОП-50 и в соответствии с ФГОС по реализуемым программам не предусмотрен ДЭ

Если Ваши ФГОС не предусматривают демонстрационный экзамен

(это не профессии/специальности ТОП50 и не актуализированные ФГОС) то Вы в праве не пересматривать Порядок проведения ГИА по программам СПО на текущий учебный год. В дальнейшем поскольку приказ 1138 действует для всей системы, Порядок по ГИА образовательной организации должен быть уточнен как минимум в вопросах состава ГЭК и др.

Обсуждение приказа МОН №1138 от 17 ноября 2017 "О внесение изменений в Порядок ГИА по программам СПО" В пункте 7 говорится о том, что задания ДЭ разрабатываются на основе ПС с учетом оценочных материалов WS (и то и другое при наличии). Непонятно, результаты освоения ФГОС СПО в виде ПК и ОК не оцениваются?Если нет ПС и оценочных материалов по компетенции WS , то ДЭ невозможен? Конкретный пример: специальность 38.02.05 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров".Мы планируем проведение экзамена в формате ДЭ по заданиям, разработанным с работодателями. На наш взгляд такая форма приемлема, но она за рамками нового порядка ГИА. И из этой фразы следует , что экзамен должен носить характер комбинированный и по ПС и по WS . На наш взгляд здесь должно быть и (или).

Очевидно, что ДЭ возможен и при отсутствии оценочных материалов WS и профстандартов. Обращаю внимание, что ДЭ проводится только, если он предусмотрен ФГОС. Если во ФГОС ДЭ нет, как сейчас по старым ФГОС, то ДЭ не может проводится. По вашему ФГОС 38.02.05 пока актуализация не предусмотрена

/Рожков Артемий Игоревич/

Обсуждение приказа МОН №1138 от 17 ноября 2017 "О внесение изменений в Порядок ГИА по программам СПО" В пункте 7 говорится о том, что программа, методика оценивания, программа ГИА и т.д. определяются с учетом ПООП СПО. Из этого можно сделать вывод о том, что демонстрационный экзамен как формат ГИА доступен только для тех, кто обучается по ТОП-50, поскольку, кроме ТОП-50 примерные образовательные программы отсутствуют.

Это совсем не так. Если ФГОС предусмотрен демонстрационный экзамен, то программа ГИА разрабатывается с учётом ПООП. Если ПООП нет, то учитывать нечего, соответственно до разработки и размещения в реестре ПООП образовательная организация сама разрабатывает программу ГИА и методику оценки.

(Рожков Артемий Игоревич)